Вначале поговорим о пуске «холодного» двигателя, простоявшего без работы несколько дней или часов. У любого мотоцикла алгоритм действий при пуске всегда один: подать в цилиндр(ы) горючую смесь требуемого состава, включить зажигание и пустить двигатель. Указанный алгоритм осуществляется следующими действиями (рис. 3.1):
- откройте топливный кран и вытяните рычажок обогатителя (если он есть);
- нажмите на утолитель поплавка карбюратора (у современных зарубежных мотоциклов он отсутствует, поэтому этот пункт в данном случае можно пропустить). Там, где есть утолитель, не отпускайте его до тех пор, пока из дренажного отверстия поплавковой камеры не потечет бензин (на это уходит 5—10 с). На утешитель надо именно нажать и удерживать его в таком положении, а не «дрыгать», полагая, что это ускорит наполнение поплавковой камеры, происходит как раз обратное, кроме того, можно повредить поплавок и клапан;
- убедитесь, что в коробке передач установлена «нейтраль», для этого два-три раза плавно нажмите на рычаг кик-стартера или на кнопку электростартера;
- включите зажигание поворотом ключа и убедитесь, что аварийный выключатель двигателя (Stop) не прерывает систему зажигания. Затем, повернув ручку «газа» на четверть полного хода, резко нажмите на рычаг кик-стартера (или включите электростартер). Если мотоцикл оборудован пусковым обогатителем (все современные карбюраторы), то поворачивать ручку «газа» при пуске двигателя не следует.
Действия при пуске «холодного» двигателя: 1 - открыты топливный кран; 2 - включить обогатитель; 3 - установить «нейтраль»; 4 - включить зажигание.
- одновременно с нажатием на рычаг кик-стартера водитель полностью «выкрутил» на себя ручку «газа». Таким действием он значительно обеднил горючую смесь, а для пуска холодного двигателя требуется, наоборот, несколько обогащенная смесь. Неудивительно, что двигатель не пускается;
- открыв топливный кран и включив зажигание, водитель сразу начал прокручивать коленчатый вал (кик-стартером или электростартером). Но ведь смесь-то в цилиндр(ы) еще не поступила, и поэтому двигатель не пускается.
Для пуска прогретого двигателя достаточно открыть топливный кран (если он был закрыт), включить зажигание и резко нажать на кик-стартер (или включить электростартер). Исправный двигатель обязательно заработает.
Может случиться так, что в результате неправильных действий двигатель окажется «залит», то есть в цилиндр(ы) попало слишком много смеси. Известно, что слишком богатая смесь, как и слишком бедная, плохо воспламеняется. Бывает, что в цилиндре скапливается настолько много топлива, что оно конденсируется в виде капель на электродах свечи зажигания и искровой разряд просто не может образоваться.